Совершение диаконом проскомидии. История вопроса.
В истории чинопоследования проскомидии можно выделить 3 периода:
1. Приблизительно с I – IV вв.
“В Константинополе, как и повсюду на Востоке, люди передавали приношения диаконам в скевофилакию, как только приходили в церковь на литургию. Не нужно было никакого “чина протесиса”, чтобы приготовить эти предложения: хлеб нужно было просто отобрать и положить на надлежащие блюда, а налить нужное количество вина и воды было делом обыденным. Именно поэтому есть множество свидетельств, что протесис некогда был делом одних лишь диаконов” (Тафт Р.Ф. Великий вход: история перенесения даров и других преданафоральных чинов. /Р.Ф. Тафт. 2-е издание. Омск: Голованов, 2011. с.344-345).
2. С V-VII вв. Приношение хлеба и вина начало получать литургическую обстановку перед началом литургии оглашенных.
3. IX-XIII вв. Уготовление Агнца, воспоминание Голгофской жертвы, поминовение и приношения верующих, удлиняясь, начали захватывать и литургию оглашенных, пока не перенесены были на начало литургии оглашенных и образовали особую часть литургии.
Чин проскомидии был возведен в каноническую норму константинопольским патриархом Филофеем (IV в). В России Филофеевский устав литургии был введен митрополитом Киприаном. Окончательная редакция проскомидийного чина была введена патриархом Никоном путем сравнения славянского текста служебника с греческим.
В первый, второй и частично третий период диаконы совершали проскомидию.
Согласно с практикой греческой церкви, обычай совершать проскомидию существовал и у нас в России. В служебнике XII в. преп. Варлаама Хутынского читаем: “В сосудохранительнице диакон, хотя резати проскуру, перекрестит трижды ножем”. ( Ркп. Моск. Синод. библ. № 604/342, л.11).
В трех списках студийского устава XII в. проскомидию также положено совершать диакону.
Но обычай совершать проскомидию диакону довольно рано находит себе запрещение в нашей церковной практике. На Владимирском соборе в 1274 г. под председательством митрополита Кирилла было установлено следование 18 правилу Никейского собора: “… Тому же святому собору последуем, отселе не повелеваем дьяконом агнца вынимати, но попом”. (Рус. Ист. Библ., т. VI стр. 96-97). Этот запрет был обусловлен тем, что в Новгородской области (неизвестно, было ли так в других областях) диаконы начали совершать проскомидию до прихода священников в церковь. Не обращая внимания на то, что проскомидия уже совершена диаконом, священники сами снова совершали ее. Таким образом, выходило что-то несообразное, чему надо было положить конец. Найдя аналогичное явление в древнехристианской церкви, когда “…дьякони преже епископ благодарению прикасающеся…” (18 правило, I Всел. собор), собор решительно запретил диаконам совершать проскомидию и отменил этот весьма распространенный обычай.
Таким образом, проскомидия, как в греческой, так и в русской церкви, весьма долгое время совершалась диаконом, но как только проскомидия сложилась в целый, законченный литургический чин, тогда и совершать ее диакону церковь находит нецелесообразным.